1
потребностей обучающихся путём выбора оптимального перечня учебных предметов,
курсов, дисциплин(модулей), темпов и сроков их освоения, а также форм обучения и
получения образования.
1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану организуется:
– для обучающихся с высокой степенью усвоения образовательной программы в целях
развития их потенциала и поддержания высокого интереса к учебе;
– обучающихся, имеющих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, а
также обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, в целях обеспечения
освоения ими образовательной программы в полном объеме;
– обучающихся, не ликвидировавших академическую задолженность, в целях
компенсирующего обучения по неосвоенным предметам;
– обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, при организации обучения на дому
в соответствии с заключением медицинской организации;
– иных категорий обучающихся.
1.4. Индивидуальный учебный план, в том числе предусматривающий ускоренное
обучение, разрабатывается школой самостоятельно на основе утвержденной основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования с учётом
требований федеральных образовательных стандартов, санитарных норм и правил.
2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану
2.1. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана,
предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен любому
обучающемуся школы независимо от класса обучения.
2.2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется по
заявлению совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего обучающегося, за исключением обучения по ФГОССОО в рамках
заявленных профилей.
2.3. Организация обучения по индивидуальному учебному плану для обучающихся, не
ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности, осуществляется
по усмотрению родителей (законных представителей) обучающихся на основании
заявления.
2.4. В заявлении указываются пожелания обучающегося или родителя (законного
представителя) несовершеннолетнего обучающегося по индивидуализации содержания
основной образовательной программы – включение в индивидуальный учебный план
дополнительных учебных предметов, курсов, углублённое изучение отдельных
дисциплин, ускоренное обучение по основной образовательной программе и др.
К заявлению могут быть приложены психолого-медико-педагогические рекомендации по
организации обучения ребенка.
2.5. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану
принимаются в течение текущего учебного года до 15 мая включительно.
2.6. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется приказом
директора.
2.7. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается с начала учебного года.
В случаях перевода на обучение по индивидуальному учебному плану в связи с
необходимостью ликвидации академической задолженности, а также для ускоренного
обучения срок начала обучения по индивидуальному учебному плану устанавливается в
приказе, указанном в пункте 2.6 порядка.
2.8. Обучение по индивидуальному учебному плану ведётся по расписанию
занятий.Расписание занятий по индивидуальному учебному плану с учётом максимально
допустимой учебной нагрузки и кадрового потенциала составляет заместитель директора
школы по учебно-воспитательной работе, утверждает директор.
2
2.9. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано в
отдельных классах (группах). Наполняемость классов (групп) устанавливается в
соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
2.10. При реализации индивидуального учебного плана могут использоваться
электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, а также сетевая
форма реализации образовательной программы.
2.11. Обучение по индивидуальному учебному плану на уровнях начального, основного
общего среднего общего образования сопровождается поддержкой классного
руководителя.
Педагогический работник назначается на сопровождение индивидуального учебного
плана приказом директора.
2.12. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану обладают всеми
академическими правами, предусмотренными законодательством.
3. Индивидуальный учебный план
3.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии с федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
примерными
основными
образовательными
программами,
примерными
адаптированными
основными
образовательными программами, с учётом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей обучающихся, с учётом рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (для обучающихся с ОВЗ), индивидуальной программы
реабилитации или абилитации (для ребенка-инвалида) и согласовывается с родителями
(законными представителями).
3.2. Индивидуальный учебный план разрабатывается заместителем директора школы по
учебно-воспитательной работе для конкретного обучающегося или группы обучающихся
на основе основной образовательной программы соответствующего уровня общего
образования на один учебный год.
3.3. Индивидуальный учебный план утверждается в порядке, предусмотренном Уставом
школы для утверждения основной образовательной программы общего образования.
3.4. Индивидуальный учебный план разрабатывается и утверждается до начала учебного
года. В случаях утверждения индивидуального учебного плана в связи с необходимостью
ликвидации академической задолженности, а также для ускоренного обучения не позднее
20 рабочих дней с даты принятия заявления об организации обучения по
индивидуальному учебному плану.
3.5. Индивидуальный учебный план должен содержать:
– обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в
которых определяются перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение в
течение учебного года учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов
учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся;
– учебные предметы, курсы, обеспечивающие интересы обучающегося (группы
обучающихся);
– состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности.
3.6. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, а также оценочные и методические материалы разрабатываются в случаях,
когда учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) изучаются углублённо по
сравнению с объёмом, предусмотренным основной образовательной программой
соответствующего уровня, и (или) не включены в основную образовательную программу.
Рабочие программы в этих случаях являются неотъемлемой частью индивидуального
учебного плана.
3.7. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться
модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план
3
основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
3.8. Максимальная учебная нагрузка обучающегося по индивидуальному учебному плану
должна соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных
стандартов, санитарных норм и правил. С этой целью индивидуальный учебный план
может сочетать различные формы получения образования и формы обучения.
3.9. Утверждённый индивидуальный учебный план и расписание занятий по
индивидуальному учебному плану доводятся до сведения обучающегося, родителей
(законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под подпись.
4. Организация обучения по ИУП по ФГОС СОО
4.1. Порядок составления ИУП на уровне среднего общего образования (по ФГОС СОО):
- администрация школы составляет рабочий вариант учебного плана среднего общего
образования в рамках заявленных школой профилей на основе требований ФГОС СОО с
учётом нормативов учебного времени, установленных СанПин, кадрового, финансового,
материально-технического обеспечения;
- учебный план на уровне среднего общего образования по каждому профилю
принимается ежегодно Педагогическим советом, утверждается приказом директора;
- администрация и классные руководители информируют обучающихся 9-х классов и их
родителей (законных представителей) о возможностях, вариантах и условиях обучения по
ИУП уровне среднего общего образования в рамках заявленных школой профилей;
- обучающийся в начале 10 класса в период установочной образовательнойсессии
проектирует ИУП в рамках заявленных школой профилей, согласовывает егос
родителями (законными представителями).
4.2. Обучающийся в рамках выбранного профиля формирует ИУП из числа обязательных
учебных предметов на базовом и углублённом уровнях, из числа обязательных учебных
предметов с выбором уровня (базовый или углублённый) , элективных учебных
предметов или курсов. Основой ИУП являются учебные предметы по выбору из
обязательных предметных областей, дополнительные учебные предметы, курсы по
выбору и общие для включения во все учебные планы учебные предметы, в том числе на
углублённом уровне. В ИУП включаются часы на индивидуальный проект.
4.3. Порядок обучения по ИУП:
- занятия по предметам ИУП являются обязательными и регулируются нормами
организации образовательной деятельности в школе;
- формирование расписания происходит на основании выборов обучающихся;
- индивидуальное расписание может включать время на самоподготовку, которое не
учитывается при определении предельно допустимой учебной нагрузки обучающегося;
- устанавливается следующее минимальное и максимальное количество обучающихся в
группе:
• для обязательных предметов базового уровня минимальное количество
обучающихся в группе 6 человек;
• для обязательных предметов углублённого уровня минимальное количество
обучающихся в группе 10 человек;
• для элективных предметов и курсов по выбору минимальное количество
обучающихся в группе 6 человек;
- если количество желающих осваивать элективный предмет и курс по выбору меньше
установленного настоящим Положением минимума, то группа не может быть открыта. В
этом случае обучающимся предлагается сделать повторный выбор набора элективных
предметов и курсов ИУП;
- для организации работы по ИУП используется электронный журнал, в котором
фиксируются смешанные группы обучающихся, их успеваемость, пропуски
занятий.Заполнение электронного журнала осуществляется в соответствии с Положением
4
о веденииэлектронного журнала.
5. Особенности организации ускоренного обучения
5.1. Ускоренное обучение, то есть сокращение срока освоения основной образовательной
программы соответствующего уровня общего образования, осуществляется посредством:
– зачёта результатов освоения обучающимся учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном
локальным нормативным актом школы;
– повышения темпа освоения основной образовательной программы.
5.2. Срок освоения основной образовательной программы в случае зачёта результатов
освоения пройденных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
дополнительных образовательных программ уменьшается на время, необходимое для их
изучения согласно учебному плану основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования.
5.3. Повышение темпа освоения образовательной программы возможно для
обучающихся, имеющих высокие образовательные способности и (или) уровень
развития. Возможность освоения обучающимся образовательной программы в
повышенном темпе в случаях обучения без балльного оценивания знаний подтверждается
данными динамики учебных достижений и психолого-педагогической диагностики, в
остальных случаях – результатами текущей и промежуточной аттестации, психологопедагогическими характеристиками обучающегося.
5.4. Индивидуальный план обучения с повышенным темпом освоения образовательной
программы разрабатывается при положительном решении педагогического совета школы
о возможности организовать ускоренное обучение для конкретного обучающегося
(группы обучающихся).
5.5. Приём на ускоренное обучение не допускается.
6. Контроль за выполнением индивидуального учебного плана
6.1. Контроль за проведением учебных занятий, консультаций в соответствии с
утверждённым расписанием, посещением учебных занятий обучающимся, ведением
журнала успеваемости и своевременным оформлением иной педагогической
документации в рамках реализации индивидуального учебного плана осуществляет
заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе не реже одного раза в
четверть.
6.2. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе
посещать учебные занятия, предусмотренные индивидуальным учебным планом и
расписанием занятий.
Посещение учебных занятий, предусмотренных расписанием, отмечается в журнале
успеваемости в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы.
6.3. Контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана
осуществляют родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося,
педагогический работник, назначенный для сопровождения реализации индивидуального
учебного плана.
6.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям
учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю)
индивидуального учебного плана проводятся в рамках часов, отведённых на
соответствующие предметы, курсы, дисциплины (модули).
Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся устанавливается локальным нормативным актом школы.
5
Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
по индивидуальному учебному плану фиксируются в журнале успеваемости.
6.5.По результатам контроля выполнения индивидуального учебного плана и на
основании решения педагогического совета школы обучающийся переводится на
обучение по основной образовательной программе в соответствующий класс в случаях
невыполнения индивидуального учебного плана, в том числе при снижении уровня
успеваемости и неспособности освоить образовательную программу при ускоренном
обучении.
6.6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объёме выполнивший индивидуальный
учебный план.
Государственная итоговая аттестация обучавшихся по индивидуальному учебному плану
проводится в формах и в порядке, предусмотренных законодательством.
7. Финансовое обеспечение
7.1. Обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется за счет бюджетных
средств в рамках финансового обеспечения реализации основной образовательной
программы соответствующего уровня общего образования.
7.2. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для реализации
индивидуального учебного плана, осуществляется в соответствии с установленной в
школе системой оплаты труда.
8. Порядок управления
8.1. В компетенцию администрации школы входит:
- разработка Положения об индивидуальном учебном плане обучающегося;
- обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных
программ и контроль их выполнения;
- контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий
учащимися, ведения журнала учёта успеваемости.
8.2. Педагогическими работниками, обучающими ребенка по ИУП на дому, заполняется
журнал учёта проведённых занятий по ИУП, где записывается дата занятия, содержание
изучаемого материала, выставляемые текущие и итоговые отметки обучающихся по
учебным предметам.
8.3. Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации обучающегося,
осваивающего основную образовательную программу соответствующего уровня на дому,
отражаются в журнале учёта успеваемости обучающихся на бумажном и (или)
электронном носителях. В журнал учёта успеваемости обучающихся заносится запись о
периоде обучения по ИУП, указывается дата и номер приказа.
8.4. Родители (законные представители) обязаны создать надлежащие условия для
обучения ребёнка по ИУП.
8. Порядок принятия и срок действия Положения
8.5. Настоящее Положение рассматривается и принимается Педагогическим советом
школы, имеющим право вносить в Положение изменения и дополнения. Положение
утверждается директором школы.
8.6. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с
момента его утверждения.
8.7. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального
органов управления образованием решением Педагогического совета.
6
7