1
• Порядком проведения самообследования в образовательной организации,
утверждённым приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 426;
• Показателями
деятельности
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию, утверждённым приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 №
1324;
• Показателями,
характеризующими
общие
критерии
оценки
качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, утвержденными приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 №
1547;
• Уставом МКОУ «СШ № 11»;
• Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся, утверждённым приказом директора
МКОУ «СШ № 11» г. Палласовки Волгоградской области от 01.09.2016 г. № 217.
1.4. В Положении использованы следующие определения и сокращения:
• качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности
и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС,
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или)
потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
• ВСОКО – внутренняя система оценки качества образования. Это система
мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния
качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной,
полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые
реализует ОО, и результатах освоения программ обучающимися;
• НОКО – независимая оценка качества образования. Это деятельность официально
уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня
удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных
услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям;
• ВШК – внутришкольный контроль. Это компонент ВСОКО, который поддерживает
гарантии участников образовательных отношений на получение качественного
образования;
• диагностика – контрольный замер, срез;
• мониторинг – долгосрочное наблюдение за управляемым объектом контроля с
целью анализа факторов, влияющих на состояние этого объекта;
• оценка/оценочная процедура – установление степени соответствия фактических
показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной
программы;
• ГИА – государственная итоговая аттестация;
• ЕГЭ – единый государственный экзамен;
• ОГЭ – основной государственный экзамен;
• КИМ – контрольно-измерительные материалы;
• ООП – основная образовательная программа;
• УУД – универсальные учебные действия;
• ФКГОС – Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
1.5. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества
образования в МКОУ «СШ № 11» и включает в себя:
• субъекты контрольно-оценочной деятельности;
• контрольно-оценочные процедуры;
2
• контрольно-измерительные материалы;
• аналитические документы для внутреннего потребления;
• информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных источниках.
2. Организация ВСОКО
2.1. Направления ВСОКО:
• качество образовательных программ;
• качество условий реализации образовательных программ;
• качество образовательных результатов обучающихся;
• удовлетворенность потребителей качеством образования.
2.2. Направления, обозначенные в п. 2.1, распространяются как на образовательную
деятельность по ФГОС общего образования, так и на образовательную деятельность,
осуществляемую по ФКГОС.
2.3. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение
всего учебного года; результаты обобщаются на этапе подготовки отчёта о
самообследовании.
2.4. Мероприятия ВШК являются частью ВСОКО.
2.5. Основные мероприятия ВСОКО:
• оценка соответствия реализуемых в МКОУ «СШ № 11» образовательных программ
федеральным требованиям;
• контроль реализации рабочих программ;
• оценка условий реализации ООП федеральным требованиям;
• контроль состояния условий реализации ООП и мониторинг реализации
«дорожной карты» развития условий реализации ООП;
• мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных
результатов.
• оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и
метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;
• мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении предметных
и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;
• мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у
обучающихся личностных УУД;
• контроль реализации Программы воспитания;
• контроль реализации Программы коррекционной работы;
• оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством
образования;
• систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических
документов по итогам ВСОКО;
• подготовка текста отчета о самообследовании, в том числе для размещения на
официальном сайте.
2.6. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал, состав
и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодным приказом
руководителя «Об организации и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке
отчета о самообследовании».
2.7. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в
годовой план работы МКОУ «СШ № 11».
3. Оценка образовательных программ
3.1. Оценке подлежат основные образовательные программы соответствующего
уровня общего образования, разработанные согласно требованиям образовательных
стандартов (ФКГОС, ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования).
3
3.2. Оценка ООП проводится на этапе ее согласования и утверждения по
параметрам согласно приложению 1.
3.3. Результаты оценки ООП прикладываются к протоколу утверждения программы
органом коллегиального управления.
3.4. В случае внесения в ООП изменений и дополнений, проводится оценка этих
изменений и дополнений на предмет соответствия требованиям ФГОС соответствующего
уровня общего образования или ФКГОС.
3.5. По пунктам 3.17, 3.20, 3.23 приложения 1 проводится развернутый анализ
качества образовательной программы, результаты которого обобщаются в справке.
Справка выносится на обсуждение методического совета ОО в целях своевременного
внесения корректив в содержание указанной программы (образец справки – в приложении
7).
3.6. Информация по пунктам 1.1–1.4 приложения 1 включается в отчёт о
самообследовании (приложение 6).
• 3.7. Оценка дополнительных общеразвивающих программ проводится только на
этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеразвивающих
программ по параметрам:
• соответствие тематики программы запросу потребителей;
• наличие документов, подтверждающих этот запрос;
• соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного
образования;
• соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при
их наличии);
• наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов
освоения программы обучающимся.
4. Оценка условий реализации образовательных программ
4.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ
разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, психолого-педагогическим,
материально-техническим,
учебно-методическим
условиям и
информационной
образовательной среде.
4.2. В отношении ООП, разработанных на основе ФКГОС, используются подходы,
соответствующие пункту 4.1.
4.3. Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает
проведение контроля состояния условий. Предметом контроля выступают показатели
«дорожной карты» развития условий (приложение 2).
4.4. Совокупность параметров оценки и их распределение по группам условий
реализации образовательных программ соответствует федеральным требованиям к
показателям эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию.
4.5. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка);
ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании.
4.6. Стартовая оценка проводится с целью учёта имеющихся условий при
планировании результатов образовательной деятельности и состава мероприятий по их
достижению. Стартовая оценка условий дополняется «дорожной картой» их развития за
период реализации ООП того или иного уровня общего образования.
4.7. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты» вносятся в
организационный раздел ООП того или иного уровня общего образования после их
согласования с коллегиальным органом управления.
4.8. Ежегодно в ходе подготовки отчёта о самообследовании проводится контроль
состояния условий. Предметом контроля выступают:
• выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП;
4
• совокупное состояние условий образовательной деятельности в ОО.
4.9. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной
деятельности включаются в отчет о самообследовании (приложение 6).
4.10. Для отчета о самообследовании используются те же параметры, которые
составляют структуру оценки условий реализации образовательных программ.
5. Оценка образовательных результатов обучающихся
5.1. Оценка результатов реализации ООП, разработанных на основе ФКГОС:
5.1.1. В отношении учащихся, осваивающих ООП, соответствующих ФКГОС,
оценке подвергаются только предметные образовательные результаты.
5.1.2. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится в
следующих формах:
• промежуточная аттестация;
• накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с
использованием технологии портфолио);
• анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных
работ;
• итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА (предметы по выбору);
• анализ результатов ГИА.
5.2. Оценка результатов реализации ООП, разработанных на основе ФГОС:
5.2.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с
ФГОС проводится в следующих формах:
• промежуточная аттестация;
• накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с
использованием технологии портфолио);
• анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных
работ;
• итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА;
• анализ результатов ГИА.
5.2.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится по
параметрам согласно приложению 3.
5.2.3. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП проводится по
параметрам согласно приложению 4.
5.2.4. Обобщенные параметры оценки, внесенные в приложение 4, подлежат
детализации по критериям в соответствии с требованиями ФГОС. Детализацию делает
лицо, ежегодно назначенное приказом руководителя «Об организации и проведении
контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании» для оценки той
или иной группы метапредметных образовательных результатов.
5.2.5. Итоговой оценке достижения метапредметных результатов предшествует оценка
этих результатов в рамках промежуточных аттестаций. Продвижение обучающегося в
достижении метапредметных образовательных результатов выступает предметом
обязательного мониторинга.
5.2.6. Достижение личностных результатов освоения ООП, в том числе
сформированность личностных УУД, не подлежит итоговой оценке, а диагностируется в
ходе мониторинга личностного развития обучающихся по параметрам согласно
приложению 5.
5.2.7. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учёту. Результаты
индивидуального учета фиксируются:
в сводной ведомости успеваемости;
в справке по итогам учёта единиц портфолио обучающегося.
5
6. ВСОКО и ВШК
6.1. Мероприятия ВШК являются неотъемлемой частью ВСОКО.
6.2. Под ВШК понимается система управления качеством образовательной
деятельности посредством планирования, организации и проведения контрольнооценочных мероприятий, соответствующих направлениям ВСОКО.
6.3. Мероприятия ВШК и обеспечивающие их контрольно-оценочные процедуры
ВСОКО включаются в годовой план работы МКОУ «СШ № 11».
6.4. Данные ВШК используются для установления обратной связи субъектов
управления качеством образования в МКОУ «СШ № 11».
6.5. Данные ВШК выступают предметом различных мониторингов, перечень
которых определен настоящим Положением.
7. Мониторинги в рамках ВСОКО
7.1. Мониторинги – это системное, протяжённое во времени наблюдение за
управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого
объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается
оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа
показателей наблюдения.
7.2. Различают обязательные мониторинги, которые проводятся по требованиям
ФГОС, мониторинг показателей отчёта о самообследовании и мониторинги, которые
проводятся в соответствии с Программой развития.
7.3. К мониторингам в рамках ВСОКО относят обязательные мониторинги:
• личностного развития обучающихся;
• достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов;
• выполнения «дорожной карты» развития условий реализации образовательных
программ;
• показателей отчёта о самообследовании.
7.4. Обязательные мониторинги проводятся на основе параметров, внесённых в
приложения 2–5.
7.5. Мониторинг показателей отчёта о самообследовании проводится один раз в три
года, а его результаты вносятся в аналитическую часть отчета о самообследовании.
8. Документация ВСОКО
8.1. Документация ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических
продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО.
8.2. Обязательным, подлежащим размещению на сайте, документом ВСОКО
является отчёт о самообследовании.
8.3. Для внутреннего использования субъекты ВСОКО готовят справки по
результатам ВШК, локальные аналитические записки в случае внепланового контроля в
одном из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам
мониторингов.
8.4. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается
приказом руководителя ОО «Об организации и проведении контрольно-оценочных работ
и подготовке отчёта о самообследовании».
8.5. Должностное лицо, координирующее своевременную и качественную
подготовку документов ВСОКО, ежегодно назначается приказом руководителя «Об
организации и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о
самообследовании».
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение реализуется во взаимосвязи с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся.
6
9.2. Изменения в настоящее положения вносятся согласно порядку,
предусмотренному Уставом.
9.3. Основания для внесения изменений в настоящее Положение:
• изменение законодательства в сфере образования, в том числе принятие новой
редакции ФГОС;
• существенные корректировки смежных локальных актов, влияющих на содержание
ВСОКО.
9.4. Текст настоящего Положения подлежит размещению в установленном порядке на
официальном сайте организации.
7
Приложение 1
Критерии оценки образовательных программ
№
1.1
1.2
1.3
1.4
Единица
измерения
Критерии оценки
1. Образовательная деятельность
Общая
численность
обучающихся,
осваивающих Чел.
основную образовательную программу:
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную
программу:
– начального общего образования;
Чел.
– основного общего образования;
Чел.
– среднего общего образования
Чел.
Формы получения образования в ОО:
– очная;
Имеется
/
не
имеется.
Количество чел.
– очно-заочная;
Имеется
/
не
имеется.
Количество чел.
– заочная
Имеется
/
не
имеется.
Количество чел.
Реализация ООП по уровням общего образования:
– сетевая форма;
Имеется
/
не
имеется.
Количество чел.
– с применением дистанционных образовательных Имеется
/
не
технологий;
имеется.
Количество чел.
– с применением электронного обучения
Имеется
/
не
имеется.
Количество чел.
2. Соответствие содержания образования требованиям ФКГОС
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Соответствие структуры и содержания учебного плана
требованиям ФКГОС
Наличие индивидуальных учебных планов для учащихся,
осваивающих ООП в очно-заочной и заочной формах
Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном
плане образовательных потребностей и запросов
обучающихся и (или) их родителей (законных
представителей) при формировании компонента ОО
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) учебного плана
Соответствие содержания рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям
ФКГОС
8
Соответствует /
не соответствует
Имеется / не имеется
Имеется /не имеется
Имеется / не имеется
Соответствует /
не соответствует
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
Наличие программ воспитательной направленности
Наличие плана-графика внеурочной деятельности в
рамках ООП
Наличие рабочих программ и другой документации по
направлениям внеурочной деятельности, соответствие
содержания заявленному направлению
Реализация в полном объеме содержания программного
материала по направлениям внеурочной деятельности
Наличие программ работы с учащимися с низкой
мотивацией к обучению
Наличие
индивидуальных
учебных
планов
для
профильного обучения
Наличие плана работы с одаренными обучающимися
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Да / Нет
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
3. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС
Соответствует /
не соответствует
Наличие материалов, подтверждающих реализацию в Имеется
/
не
ООП части, формируемой участниками образовательных имеется
отношений
Соответствие объема части ООП, формируемой Соответствует /
участниками образовательных отношений, требованиям не соответствует
ФГОС
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и Имеется
/
не
традиций образовательной организации, социального имеется
запроса потребителей образовательных услуг
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС Соответствует /
по составу предметных областей и наименованиям не соответствует
учебных предметов
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС Соответствует /
по объему часов
не соответствует
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН Соответствует /
не соответствует
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, Имеется /
дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, не имеется
их соответствие требованиям ФГОС
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана, Имеется /
формируемой участниками образовательных отношений
не имеется
Отношение количества рабочих программ курсов части Количество ед. на
учебного
плана,
формируемой
участниками одного
образовательных отношений, к количеству обучающихся, обучающегося
осваивающих ООП
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
– по очно-заочной, заочной форме
Количество ед. / не
имеется
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно Количество ед. / не
развивающимися сверстниками
имеется
– 8–9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в Количество ед. / не
рамках профориентации
имеется
– профильных классов на уровне среднего общего Количество ед. / не
образования
имеется
9
3.12
Наличие плана внеурочной деятельности
3.13
Соответствие
плана
внеурочной
требованиям ФГОС по составу и
направлений внеурочной деятельности
Соответствие
плана
внеурочной
деятельности
требованиям ФГОС по объему часов
Соответствие
мероприятий
плана
внеурочной
деятельности планируемым результатам ООП, в том
числе Программе формирования и развития УУД и
Программе воспитания
Наличие рабочих программ курсов внеурочной
деятельности для курсов внеурочной деятельности,
внесенных в план внеурочной деятельности
Соответствие рабочих программ курсов внеурочной
деятельности требованиям ФГОС
Отношение количества рабочих программ курсов
внеурочной деятельности к требованиям ФГОС к
количеству обучающихся, осваивающих ООП
Наличие Программы формирования и развития УУД
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
3.19
3.20
3.21
3.22
3.23
3.24
Имеется
/
не
имеется
деятельности Соответствует/
наименованию не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Имеется
имеется
/
не
Соответствует/
не соответствует
Количество ед. на
одного
обучающегося
Имеется
/
не
имеется
Соответствие Программы формирования и развития УУД Соответствует /
требованиям ФГОС
не соответствует
Доля
внеурочных
мероприятий
Программы %
формирования и развития УУД в общем объеме
программы в часах
Наличие Программы воспитания
Имеется
/
не
имеется
Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС Соответствует/
не соответствует
Доля внеурочных мероприятий Программы воспитания в %
общем объеме программы в часах
10
Приложение 2
Критерии оценки условий реализации образовательных программ
Критерии оценки
Кадровые
условия
1
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование, в общей численности педагогических
работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование педагогической направленности
(профиля), в общей численности педагогических
работников
Численность / удельный вес численности
педагогических
работников,
которым
по
результатам
аттестации
присвоена
квалификационная
категория,
в
общей
численности педагогических работников, в том
числе:
– первая;
– высшая
Численность / удельный вес численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников, педагогический стаж
работы которых составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет
Численность / удельный вес численности
педагогических и административно-хозяйственных
работников, прошедших за последние три года
повышение
квалификации
по
профилю
профессиональной деятельности и (или) иной
осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических
Чел.
%1
Факт выполнения
«дорожной карты»
Планируемый показатель
(«дорожная карта»)
Фактический показатель
на старте
Контроль
состояния условий
Единица измерения
Группа
условий
/
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Связка «чел./%» предполагает фактическое количество человек и их долю к общему количеству
педагогических работников, задействованных в реализации ООП того или иного уровня общего
образования.
11
Психологопедагогичес
кие условия
2
и административно-хозяйственных работников
Численность / удельный вес численности
педагогических
и
административнохозяйственных
работников,
имеющих
профессиональную переподготовку по профилю /
направлению профессиональной деятельности
или иной осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в общей численности
педагогических
и
административнохозяйственных работников
Численность / удельный вес численности
педагогических
работников,
своевременно
прошедших повышение квалификации по
осуществлению образовательной деятельности в
условиях ФГОС общего образования, в общей
численности педагогических и административнохозяйственных работников
Численность / удельный вес численности
педагогических
работников,
охваченных
непрерывным профессиональным образованиям:
– тренинги, обучающие семинары, стажировки;
– вне программ повышения квалификации
Численность / удельный вес численности
педагогических
работников,
реализовавших
методические проекты под руководством ученых
или
научно-педагогических
работников
партнерских организаций
Численность / удельный вес численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями или призерами конкурса «Учитель
года»
Численность / удельный вес численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями или призерами региональных
конкурсов профессионального мастерства
Численность / удельный вес численности
педагогических
работников,
имеющих
публикации в профессиональных изданиях на
региональном или федеральном уровнях
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, ведущих личную
страничку на сайте школы2
Количество педагогов-психологов в штатном
расписании
Количество
педагогов-психологов
по
совместительству
Количество социальных педагогов
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел.
Чел.
Чел.
Конечный состав параметров в группе «кадровые условия» определяет школа в зависимости от требований
к педагогическим работникам, порядка аттестации педагогических работников и системы стимулирующих
выплат в школе.
12
Материальн
отехнические
условия
Доля педагогических работников с вмененным
функционалом тьютора в общем количестве
педагогических работников
Доля мероприятий, курируемых педагогомпсихологом в Программе воспитания
Доля мероприятий, курируемых педагогомпсихологом в Программе формирования и
развития УУД
Доля
курсов
внеурочной
деятельности,
разработанных при участии (соавторстве)
педагога-психолога в общем объеме курсов
внеурочной деятельности в плане внеурочной
деятельности
Количество дополнительных образовательных
программ на базе школы, разработанных при
участии (соавторстве) педагога-психолога
Наличие
оборудованного
помещения,
приспособленного
для
индивидуальных
консультаций с обучающимися, родителями
Наличие
оборудованных
образовательных
пространств для психологической разгрузки;
рекреационных зон
Количество компьютеров в расчете на одного
учащегося
Оснащенность учебных кабинетов
(в соответствии с ФГОС / федеральными или
региональными требованиями)
Наличие читального зала библиотеки, в том
числе:
– с обеспечением возможности работы на
стационарных компьютерах или использования
переносных компьютеров;
– с медиатекой;
– оснащенного средствами сканирования и
распознавания текстов;
– с выходом в интернет с компьютеров,
расположенных в помещении библиотеки;
– с возможностью размножения печатных
бумажных материалов
Численность / удельный вес численности
учащихся, которым обеспечена возможность
пользоваться широкополосным интернетом (не
менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых
осуществляется образовательная деятельность, в
расчете на одного учащегося
Общая площадь помещений, оборудованных для
групповой работы,
в расчете на одного учащегося
Общая площадь помещений, оборудованных для
проведения лабораторных занятий и учебных
исследований, в расчете на одного учащегося
13
Чел. / %
Ед. / %
Ед. / %
Ед. / %
Ед.
Имеетс
я / не
имеется
Имеетс
я / не
имеется
Ед.
Ед. / %
Да / нет
Чел. / %
Кв. м
Кв. м
Кв. м
Доля
уроков
(лабораторных
занятий,
практикумов) в общем объеме учебного плана,
проведенных с использованием материальнотехнической базы организаций-партнеров
Доля внеурочных мероприятий в общем объеме
плана внеурочной деятельности, проведенных с
использованием материально-технической базы
организаций-партнеров3
Количество экземпляров учебной и учебноУчебнометодическо методической литературы в общем количестве
хранения
библиотечного
фонда,
е
и единиц
информаци- состоящих на учете, в расчете на одного
учащегося
онное
обеспечение Количество экземпляров справочной литературы
в
общем
количестве
единиц
хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете, в
расчете на одного учащегося
Количество экземпляров научно-популярной
литературы в общем количестве единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете, в
расчете на одного учащегося
Соответствие используемых
учебников и
учебных пособий федеральному перечню
Ед. / %
Ед. / %
Ед. / %
Ед.
Ед.
Соответствует
не
/
соответствует
аннотированного Да / Нет
образовательных
Наличие
общедоступного
перечня
информационных
ресурсов интернета
Количество
единиц
электронных Ед.
образовательных ресурсов, используемых при
реализации рабочих программ по предметам
учебного плана
Количество единиц цифровых программных Ед.
продуктов, используемых при реализации плана
внеурочной деятельности
Количество единиц цифровых программных Ед.
продуктов, используемых для обеспечения
проектной деятельности обучающихся
Соответствие содержания сайта требованиям Соответстатьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об ствует /
образовании в Российской Федерации»
не
соответствует
3
Конечный перечень параметров по группе «материально-технические условия» определяется Программой
развития школы.
14
Приложение 3
Показатели оценки предметных образовательных результатов
№
Показатели оценки предметных образовательных результатов
1
Численность / удельный вес численности учащихся, успевающих на «4»
и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку
Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому
языку, в общей численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике,
в общей численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших результаты ниже
установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности
выпускников 11-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших результаты ниже
установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности
выпускников 11-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, не
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, не
получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей
численности выпускников 11-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 11-го класса
Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие
в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности
учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности
учащихся, в том числе:
– муниципального уровня;
– регионального уровня;
– федерального уровня;
– международного уровня
Численность / удельный вес численности учащихся, получающих
образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в
общей численности учащихся
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
15
Единица
измерения
Чел. / %
Балл
Балл
Балл
Балл
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
17
Численность / удельный вес численности учащихся, получающих Чел. / %
образование в рамках профильного обучения, в общей численности
учащихся
16
Приложение 4
Показатели оценки метапредметных образовательных результатов
Группа
метапредметных
образовательных
результатов
Метапредметные
понятия
и термины
Личностные УУД
Показатели оценки метапредметных образовательных результатов 4
Уровень начального
общего образования
Уровень основного
общего образования
Слово5
Число
Знак
Признак
Определение
Информация
Цель
Результат
Реальный
Виртуальный
Практический
Теоретический
Процесс
Явление
Общее
Частное
Причина
Следствие
Закономерность
Тенденция
Объект
Субъект
Анализ
Синтез
Гипотетический
Вероятностный
Смыслобразование
и Смыслобразование и моральноморально-этическая
этическая
ориентация
в
ориентация в вопросах:
вопросах:
– саморегуляции поведения;
–
индивидуального
стиля
–
взаимодействия
с познавательной деятельности;
окружающими;
– эффективной коммуникации;
– здорового образа жизни
–
ответственности
за
собственные
поступки,
нравственного долга;
Уровень среднего
общего образования
Индивид
Личность
Духовное (волевое)
Душевное (психическое)
Сознание
Самосознание
Детерминация
Интеграция
Дифференциация
Экстраполяция
Система
Синергия
Опрос
письменный
Смыслобразование и моральноэтическая ориентация в вопросах:
– выбора жизненной стратегии,
построения карьеры;
–
средств
и
методов
самоактуализации в условиях
информационного общества;
– морального выбора;
–
взаимоотношения
полов,
Наблюдение
диагностика
рамках
мониторинга
личностного
развития
4
Параметры оценки представлены нарастающим итогом по отношению к предыдущему уровню общего образования.
5
Метапредметные термины представлены нарастающим итогом по отношению к предыдущему уровню общего образования.
17
Форма и метод
оценки
и
в
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
– гражданской активности;
создания семьи;
– отношения к труду и выбору –
готовности
к
активной
профессии
гражданской
практике;
российской идентичности;
– отношения к религии как форме
мировоззрения
Способность принимать и сохранять цели учебной деятельности
Освоение способов решения Умение
самостоятельно Способность и готовность к
проблем
творческого
и планировать пути достижения самостоятельному
поиску
поискового характера
целей; осознанно выбирать методов решения практических
наиболее
эффективные задач, применению различных
способы решения учебных и методов познания, в том числе
познавательных задач
для решения творческих и
поисковых задач
Умение
планировать, Умение
соотносить
свои Умение
самостоятельно
контролировать и оценивать действия с планируемыми определять цели деятельности и
свои учебные действия
результатами; корректировать составлять планы деятельности;
планы в связи с изменяющейся выбирать успешные стратегии в
ситуацией
различных ситуациях
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность действовать даже
в ситуациях неуспеха
Использование
знаково- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
символических средств, схем модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
решения
учебных
и
практических задач
Активное
использование Умение
осознанно Владение языковыми средствами;
речевых средств и ИКТ
использовать речевые средства умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения,
использовать
адекватные
языковые средства
Работа
с
информацией: Готовность и способность к самостоятельной информационноиспользование
различных познавательной деятельности, владение навыками получения
способов
поиска,
сбора, необходимой информации из словарей разных типов, умение
обработки,
анализа, ориентироваться в различных источниках информации, критически
18
Встроенное
педагогическое
наблюдение
Комплексная
контрольная
работа на основе
текста
организации, передачи и
интерпретации информации в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными задачами
Использование
ИКТтехнологий
в
учебной
деятельности
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников
Формирование и развитие Умение использовать ИКТ в
компетентности в области ИКТ решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной безопасности
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
Первичное
освоение Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
логических
операций
и классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
действий (анализ, синтез, для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
классификация)
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы
Освоение начальных форм Умение осознанно выбирать Владение
навыками
познавательной и личностной наиболее
эффективные познавательной рефлексии как
рефлексии
способы решения учебных и осознания
совершаемых
познавательных задач
действий, границ своего знания и
незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
использовать Умение использовать речевые Умение использовать речевые
Коммуникативные Умение
речевые
средства
в средства в соответствии с средства в соответствии с целями
УУД
соответствии
с
целями целями коммуникации:
коммуникации:
коммуникации:
– участие в дискуссии;
– участие в дебатах;
– участие в диалоге;
– развитие опыта презентаций; –
устойчивые
навыки
–
первичный
опыт –
создание
текстов презентаций;
презентаций;
художественного,
–
владение
всеми
–
создание
текстов публицистического и научно- функциональными стилями;
19
Оценка
результатов
проекта
по
информатике
или технологии
Комплексная
контрольная
работа на основе
текста
Текущий
диагностический
контроль
по
русскому языку
художественного стиля;
– использование в речи не
менее трех изобразительновыразительных средств языка
Взаимодействие с партнером,
адекватная
оценка
собственного поведения
популярного стилей;
– использование в речи не
менее семи изобразительновыразительных средств
Умение
организовывать
учебное сотрудничество со
сверстниками и педагогами
– владение всеми основными
изобразительно-выразительными
средствами языка
Умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной
деятельности,
учитывать позиции участников
деятельности
Готовность и способность Готовность и способность Готовность
разрешать
формулировать и отстаивать учитывать мнения других в конфликты,
стремление
свое мнение
процессе групповой работы
учитывать и координировать
различные мнения и позиции
Способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной деятельности;
находить общее решение
20
Наблюдение за
ходом
работы
обучающегося в
группе
Приложение 5
Мониторинг личностного развития обучающихся6
№
1
2
Диагностируемое
личностное
качество
Сформированность
личностных УУД
Сформированность
активной
гражданской
позиции;
российская
идентичность
Показатель
сформированности
Предмет мониторинга по Оценочная
показателю
процедура
Исполнитель
Готовность и способность
к смыслобразованию и
морально-этической
ориентации
(см.
приложение
4
к
Положению о ВСОКО)
Количество
учащихся, Встроенное
демонстрирующих
наблюдение
готовность и способность
к смыслобразованию и
морально-этической
ориентация
Классный
руководитель,
тьютор
Наличие
ценностной
ориентации гражданского
выбора
и
владение
общественнополитической
терминологией
Количество
учащихся,
демонстрирующих
наличие
ценностной
ориентации гражданского
выбора
и
владение
общественнополитической
терминологией
Количество
учащихся,
освоивших
понятие
российской идентичности
и
демонстрирующих
принятие
культурноисторических
практик
России
Единицы
портфолио,
Педагог-психолог
Ежегодно, в конце
совместно
(или учебного года
классный
руководитель)
с
преподавателем
общественнополитических
дисциплин
Педагог-психолог
Освоение
понятия
российской идентичности.
Принятие
культурноисторических
практик
России
Социально-культурный
6
Встроенное
наблюдение.
Тестирование
Опрос.
Встроенное
педагогическое
наблюдение
Статистический
Периодичность
процедур
мониторинга
В течение года, в
рамках классных
часов
Классный
Результаты мониторинга дополните справкой о занятости обучающихся во внеурочных деятельности (студии, клубы, мастерские), а также
справкой о школьной системе дополнительного образования и (или) о системе учеёта занятости учащихся в организациях дополнительного
образования детей.
21
опыт учащихся
3
Готовность
к
продолжению
образования
на
профильном
уровне, к выбору
профиля обучения
Понимание
учащимся
собственных
профессиональных
склонностей
и
способностей
Положительный
опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана, соответствующих
рекомендованному
профилю обучения
Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
соответствует
рекомендованному
профилю
4
Готовность
и
способность
к
саморазвитию
на
основе
существующих
норм
морали,
национальных
традиций, традиций
этноса
Освоение
учащимися
существующих
норм
морали,
национальных
традиций,
традиций
этноса
подтверждающие
социально-культурный
опыт учащегося
Количество
учащихся,
своевременно
ознакомленных
с
заключением
педагогапсихолога
о
профессиональных
склонностях
и
способностях учащихся
Количество
учащихся,
имеющих
опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана, соответствующих
рекомендованному
профилю обучения
Количество
учащихся,
имеющих завершенные и
презентованные проекты,
тематика
которых
соответствует
рекомендованному
профилю обучения
Количество
учащихся,
демонстрирующих
освоение
содержания
понятий:
ценностная
ориентация,
нормы
морали, национальная и
этническая идентичность,
семья, брак
22
учет
руководитель,
тьютор
Статистический
учет
Классный
руководитель,
тьютор
Статистический
учет
Классный
руководитель,
тьютор
Статистический
учет
Классный
руководитель,
тьютор
Опрос
Педагог-психолог и Ежегодно,
(или)
классный в конце учебного
руководитель,
года
тьютор
в
рамках
содержания
рабочих программ
по
обществознанию и
Первый раз на
этапе
предпрофильной
подготовки
(по
окончании
учащимися 7–8-го
классов).
Второй раз – по
окончании уровня
основного общего
образования
5
Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
свидетельствует
о
патриотических чувствах
учащегося, его интересе к
культуре и истории своего
народа, ценностям семьи и
брака
Сформированность Демонстрация культуры
культуры здорового здорового образа жизни в
образа
жизни; среде
образования
и
ценностное
социальных практиках
отношение к труду
6
Сформированность
ценностного
отношения к труду
Демонстрация уважения к
труду
как
способу
самореализации
7
Сформированность
основ
экологической
культуры
Готовность учащихся к
экологически безопасному
поведению в быту
Количество
учащихся,
имеющих завершенные и
презентованные проекты,
тематика
которых
свидетельствует
о
патриотических чувствах
учащегося, его интересе к
культуре и истории своего
народа
Стабильность посещения
занятий
физической
культурой.
Сокращения количества
пропусков
уроков
по
болезни.
Соблюдение
элементарных
правил
гигиены
Уровень
активности
участи
в
трудовых
практиках, в том числе в
качестве волонтера
Освоение
понятий
экологического
содержания
Единицы
портфолио,
подтверждающие
социально-культурный
опыт учащегося
23
Статистический
учет
(или) литературе
Классный
руководитель,
тьютор
Ежегодно,
в конце учебного
года
Статистический Классный
учет.
руководитель,
Отзыв классного тьютор
руководителя
Ежегодно,
в конце учебного
года
Отзыв классного Классный
руководителя
руководитель,
тьютор
Ежегодно,
в конце учебного
года
Опрос.
Статистический
учет
Преподаватель
Ежегодно,
экологии
или в конце учебного
биологии
года
совместно
с
классным
руководителем,
тьютором
Приложение 6
№
раздела
1
8
Название
Структура отчета о самообследовании7
Содержимое
Общая
характеристика
образовательной
деятельности ОО
2
Система
управления ОО
3
Содержание
подготовки
обучающихся
4
Качество
подготовки
обучающихся
5
Особенности
организации
учебного процесса
7
Полное наименование и контактная информация ОО
в соответствии со сведениями в уставе.
Наличие лицензии на осуществление образовательной
деятельности с указанием всех адресов и видов реализуемых
образовательных программ.
Взаимодействие с организациями-партнерами, органами
исполнительной власти.
Инновационная деятельность на уровне ФИП, РИП (при
наличии)
Структура управления, включая органы коллегиального и
общественного управления.
Взаимосвязь структур и органов управления
Виды реализуемых ООП.
Численность обучающихся, осваивающих ООП по уровням
общего образования:
– начального общего;
– основного общего;
– среднего общего.
Количество индивидуальных учебных планов по разным
категориям обучающихся.
Направления дополнительных общеразвивающих программ.
Количество обучающихся в объединениях дополнительного
образования по каждому направлению
Успеваемость (без двоек) и качество (четверки, пятерки).
Количество учащихся, набравших не менее (указать
количество) баллов по трем предметам ГИА.
Количество учащихся, набравших не менее (указать
количество) баллов по трем предметам ОГЭ.
Количество призеров Всероссийской олимпиады школьников
(по уровням).
Количество
учащихся,
преодолевших
установленный
минимальный
порог
в
общегородских
обязательных
метапредметных диагностиках.
Иное
(например,
итоги
индивидуального
учета
9
образовательных результатов в технологии Портфолио)
Количество классов-комплектов.
Режим образовательной деятельности (одна/ две смены; пяти/
шестидневная неделя).
Продолжительность учебного года и каникул
Количество обучающихся, получающих образование:
– в очно-заочной форме;
– заочной форме.
Соответствие режима учебной деятельности санитарно-
С учетом и на основании показателей эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию
по приказу Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324.
8
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462.
9
Раздел включается в отчет о самообследовании по решению ОО.
24
6
7
8
9
10
11
12
гигиеническим требованиям.
Наличие ООП того или иного уровня, реализуемых в сетевой
форме.
Количество обучающихся, осваивающих ООП:
– с применением дистанционных технологий;
– с применением электронных средств обучения
Информация
о Поступление в вузы выпускников профильных классов в
востребованности
соответствии с профилем.
выпускников
Процент поступления в вузы, ссузы от общего количества
выпускников.
Процент выпускников, трудоустроенных без продолжения
получения образования
Кадровое
Доля педагогических работников с высшим образованием.
обеспечение
Категорийность педагогических работников.
образовательного
Группы педагогических работников по стажу работы.
процесса
Возрастной состав педагогических работников.
Повышение квалификации педагогических работников.
Обеспеченность педагогическими работниками неосновного
назначения (педагог-психолог, социальный педагог, учительдефектолог)
УчебноСоответствие
используемых
учебников
федеральному
методическое
перечню.
обеспечение
Общее количество учебных и учебно-методических пособий,
образовательного
используемых в образовательном процессе.
процесса
Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы в расчете на одного учащегося
БиблиотечноПриложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 1–2)
информационное
обеспечение
образовательного
процесса
МатериальноПриложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 3–4)
техническая
база
ОО
Функционирование Положение о ВСОКО
ВСОКО
Анализ показателей Аналитическая текстовая часть, содержащая качественную
деятельности ОО, оценку показателей, включая их сравнение с показателями
подлежащей
предыдущего года/ нескольких лет.
самообследованию Констатация точек роста и управленческих решений, которые
их обеспечили. Объяснение причин отрицательной динамики
по отдельным показателям (если она есть).
Общий вывод о результатах самообследования
25
Приложение 7
Образец справки по результатам ВШК
Cправка
по итогам проведения внутришкольного контроля __________________________
(предмет контроля)
Сроки проведения контроля: с «____» по «____» ________________________ 20 _____ г.
Вид контроля: ________________________________________________________________.
Результаты контроля
Контроль реализации программы формирования / развития УУД основной образовательной
программы (указывается уровень общего образования, название образовательной программы)
осуществляется по следующим направлениям: содержание программы (таблица 1), выполнение
программы (таблица 2) и уровень достижения планируемых результатов (таблица 3).
Содержание программы
Таблица 1. Предмет и результаты контроля по содержанию
Программы формирования /развития УУД
Предмет контроля
Результаты
Соответствие структуры программы формирования/ развития Соответствует /
УУД требованиям ФГОС начального общего образования
не соответствует /
соответствует при условии
корректировки
Соответствие планируемых результатов требованиям ФГОС Соответствует /
(указать уровень общего образования)
не соответствует /
соответствует при условии
корректировки
Планируемые результаты программы распределены по годам Да / Нет
освоения ООП (указать уровень общего образования)
Представлено содержание урочной и внеурочной деятельности Да / Нет
по достижению учащимися планируемых результатов
программы
Содержание урочной деятельности разработано с учетом Да / Нет / Частично
специфики учебных предметов учебного плана ООП (указать
уровень общего образования)
Содержание урочной деятельности отражено в рабочих Да / Нет / Частично
программах учебных предметов, где выделены закрепленные
программой результаты
Содержание внеурочной деятельности представлено в Да / Нет / Частично
соответствии с планом внеурочной деятельности ООП
(указать уровень общего образования)
Курсы и мероприятия внеурочной деятельности представлены Да / Нет / Частично
с указанием на их планируемые эффекты
Приложены типовые задачи применения универсальных Да / Нет
учебных действий
В программе обозначена часть, сформированная участниками Да / Нет
образовательных отношений
Часть
программы,
сформированная
участниками Да / Нет
образовательных отношений, подкреплена необходимыми
документами
Оценочные материалы разработаны и приложены к программе Да / Нет
Оценочные
материалы
соответствуют
планируемым Соответствует /
результатам программы
не соответствует /
соответствует при условии
26
корректировки
Организовано взаимодействие с организациями-партнерами; Да / Нет / Частично
привлечены консультанты, эксперты, научные руководители
Анализ содержания данных, представленных в таблице 1, показывает (дается краткий анализ
результатов предмета контроля, форма представления которого выбирается
самостоятельно).
Выполнение программы
Таблица 2. Предмет и результаты контроля по выполнению
Программы формирования / развития УУД
Предмет контроля
Результаты
Учебные занятия, выделенные в рабочих программах в соответствии с Да / Нет
планируемыми результатами формирования УУД, проведены
Регулярные курсы внеурочной деятельности, внесенные в программу, Да / Нет
проведены в объеме, запланированном рабочей программой курса
Мероприятия внеурочной деятельности, внесенные в программу, Да / Нет
проведены
Анализ содержания данных, представленных в таблице 2, показывает (дается краткий анализ
результатов предмета контроля, форма представления которого выбирается
самостоятельно).
Выводы:
1. Положительные эффекты: (перечислить с комментарием обуславливающих факторов:
материальные условия, кадры)
2. Недочеты в содержании программы: (перечислить с комментарием причин и возможности
их устранения).
3. Факты невыполнения программы: (перечислить с комментарием причин и возможности их
восполнения).
Рекомендации / Меры по итогам контроля (выбрать нужное):
1. Провести в срок до «_____» ___________20____года:
– плановый тематический контроль (указать предмет контроля);
– экспертизу документов (указать каких).
2. ____________________________________________.
(иное)
Справка подготовлена: _________________________
(Ф. И. О., должность)
Со справкой ознакомлен(ы): ____________________
(Ф. И. О., должность)
«____» _____________ 20____ г.
27
______________
(подпись)
______________
(подпись)