Положение о системе оценивания обучающихся по ФГОС НОО

1

Метапредметные
результаты
включают
совокупность
регулятивных,
познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной формой
оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная)
контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают
выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
Оценка личностных результатов обучающихся начальной школы осуществляется
только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных
представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации
образовательной организации) при согласии родителей (законных представителей).
Материалы для оценки личностных результатов разрабатываются специалистами
социально-психологической службы
2.2. Промежуточная аттестация осуществляется через следующие виды контроля:

Текущий

Стартовый

Вид
контроля

Цель

Предварительная
диагностика
знаний, умений и
универсальных
учебных
действий,
связанных
с
предстоящей
деятельностью

Контроль
предметных
знаний
и
универсальных
учебных
действий
по результатам
урока

Методы и формы
оценки
образовательных
результатов

Периодичность

В
начале
учебного года,
начиная
со
второго
года
обучения

Диагностические
работы;
самоанализ
самооценка;
собеседование

Самоанализ
самооценка;
устная
письменная
критериальная
оценка;
проекты

Поурочно

2

Способы
выставления
отметки

и

и
или

Оценка результатов
фиксируется
в
классном журнале.
При
этом
используется
традиционная
четырёхбалльная
система оценивания.
Результаты
включаются
в
портфолио.

Результаты
фиксируются
в рабочих тетрадях
обучающихся
и
классном журнале.
При
оценке
предметных
результатов
используется
традиционная
четырёхбалльная
система оценивания.

четвертной,
тематический,

По
итогам
изучения темы,
раздела, курса,
четверти

Рубежный:
полугодовой

Контроль
предметных
знаний
и
метапредметных
результатов
темы,
раздела,
курса, четверти

В
конце
учебного года

Итоговый

Комплекснаяя
проверка
образовательных
результатов,
в т.ч.
метапредметных

Тематические
проверочные
(контрольные)
работы;
стандартизированные
письменные и устные
работы;
проекты;
практические работы;
творческие
работы
(изложения,
сочинения);
диктанты,
контрольные
списывания;
тесты;
контрольные работы

Оценка предметных
результатов
выставляется
в
классный журнал.
При
этом
используется
традиционная
четырёхбалльная
система оценивания
Знаковое
оценивание
метапредметных
результатов
выставляется
в
листе
оценки
образовательных
достижений
ученического
портфолио

Стандартизированные
письменные работы;
проекты

Оценка предметных
результатов
выставляется
в
классный журнал.
При
этом
используется
традиционная
четырёхбалльная
система оценивания.
Знаковое
оценивание
метапредметных
результатов
выставляется
в
листе
оценки
образовательных
достижений
ученического
портфолио

2.3.
Основными принципами системы оценивания, форм и порядка
промежуточной аттестации обучающихся являются:
• критериальность, основанная на сформулированных во ФГОС НОО требованиях к
оценке планируемых результатов, критерии вырабатываются на уроке учителем
совместно с учащимися;
• уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с
учётом базового и повышенного уровней достижения образовательных
результатов;
• суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов;
• приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать
оценке учителя;
• гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных
результатов;
• адресное информирование обучающихся и их родителей (законных
представителей) о целях, содержании, формах и методах оценки.
3

2.4. Количество тематических, проектных работ и итоговых работ устанавливается по
каждому предмету в соответствии с рекомендациями к программам учебно-методических
комплектов, по которым работает школа, но не менее:
Русский язык
Вид работы
1 класс 2 класс
3 класс
4 класс
диктант с грамматическим заданием
5
6
6
контрольное списывание
4
1
1
контрольное изложение
1
проверочные работы
2
5
5
5
проекты
2
1
1
2
итоговая контрольная работа
1
1
1
1
Всего по русскому языку
5
16
14
16
Математика
тематические контрольные работы
1
5
5
5
проекты
2
2
2
2
проверочные работы
4
5
5
5
итоговая контрольная работа
1
1
1
1
Всего по математике
8
13
13
13
Литературное чтение
проекты
2
3
3
3
контроль техники чтения
1
3
3
3
Всего по литературному чтению
3
6
6
6
Окружающий мир
Проверочные работы
4
5
5
5
проекты
4
6
6
6
Всего по окружающему миру
8
11
11
11
ОРКСЭ
контрольные работы (тесты)
4
Всего по ОРКСЭ
4
Технология
проекты
5
4
4
4
практические работы
5
5
5
Всего по технологии
5
9
9
9
Физическая культура
контрольные упражнения
6
6
6
6
Метапредметные результаты
интегрированные контрольные работы
1
1
1
1
2.5.
Содержанием
промежуточной
годовой
аттестации
являются
стандартизированные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению,
математике, окружающему миру и одна интегрированная контрольная работа,
направленная на выявление метапредметных результатов. Промежуточная и итоговая
аттестация может проводится как письменно, так и устно.
2.6. Не допускается формальное накопление отметок, ориентация на среднюю
отметку, выведенную путём арифметических подсчётов. Итоговая отметка не может быть
простым среднеарифметическим данным текущей проверки. Она выставляется с учётом
фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определённого периода,
и результатов контрольных и проверочных работ.
2.6. Обучающимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются, вместо балльных
отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням
4

фиксацию (Письмо Минобразования России «Об организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13). Успешность усвоения
программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа
оценки образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения
программы первого класса. Качественная оценка может быть выражена оценкой «усвоил»/
«не усвоил». Учитель составляет письменную характеристику образовательных
достижений первоклассника в соответствии с листом оценки. Лист оценки
образовательных достижений используется учителем при составлении отчёта по итогам
работы за учебный год, один экземпляр находится в «Портфолио» обучающегося.
2.7. В особых случаях обучающиеся могут быть освобождены от промежуточной
аттестации: по состоянию здоровья, в связи с пребыванием в учреждениях санаторнооздоровительного типа.
2.8. Промежуточная аттестация проводится во 2-4 классах в конце каждой четверти
и за год, итоговая аттестация – в конце 4 класса.
2.9. Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных
действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки.
2.10. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку, математике,
комплексные работы, мониторинг метапредметных УУД утверждаются школьным МО
учителей начальных классов один раз в год (август). По остальным предметам учителя
руководствуются рекомендациями к программам УМК.

•

•

•

•

3. Критерии и нормы оценки предметных знаний обучающихся
3.1. Характеристика цифровой отметки:
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше
удовлетворительного: отсутствие ошибок как по содержанию текущего, так и
предыдущего учебного материала; допущено не более одного недочёта; ответ
характеризуется логичностью и полнотой изложения;
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия
вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету
обсуждения; наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочётов по текущему учебному
материалу; не более двух ошибок или четырех недочётов по пройденному
материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные
неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе: не более 4–6 ошибок или 10
недочётов по текущему учебному материалу; не более 3–5 ошибок или не более 8
недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики
изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («неудовлетворительный») – уровень выполнения требований ниже
удовлетворительного: более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу;
более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики;
неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо
ошибочность её основных положений.

3.2. Осуществление контроля учебной деятельности по русскому языку
3.2.1. Контроль уровня достижений обучающихся по русскому языку проводится в
форме письменных работ: диктантов с грамматическим заданием, контрольных
списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
3.2.2. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на
5

возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное
количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта).
Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, при наличии в
тексте таких слов они заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в
диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве
диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к
возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой
и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т. п.
Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания,
состоять из 2–8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в
начальной школе (однородные члены предложения).
3.2.3. Грамматический разбор – средство проверки степени понимания обучающимися
изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ
слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются
контрольные работы, в содержание которых вводится не более двух видов
грамматического разбора. Хорошо успевающим обучающимся целесообразно предложить
дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития,
смекалки и эрудиции.
3.2.4. Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить
границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками
препинания.
3.2.5. Изложение (обучающее) проверяет процесс формирования навыка письменной
речи; умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков
существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила
русского языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с
чёткой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными
описаниями пейзажа, портрета и т. п.
3.2.6. Тестовые задания – форма проверки умения использовать знания в
нестандартных учебных ситуациях.
3.2.7. Ошибки и недочёты, влияющие на снижение отметки:
Ошибки:
• нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска,
перестановки, замены и вставки лишних букв в слова;
• неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
• отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и
заглавной буквы в начале предложения;
• ошибки на изученные правила по орфографии;
• существенные отступления от авторского текста при написании изложения,
искажающие смысл произведения;
• отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в
авторском тексте;
• употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочёты:
• отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение
написано с большой буквы;
• два исправления в контрольном списывании считаются за одну ошибку; в
контрольных и проверочных работах пять исправлений – за одну ошибку;
6

•
•

отсутствие красной строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и то же правило;
• незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании
изложения.
При оценивании контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её
выполнения. Исправления, которые сделал обучающийся, не влияют на отметку (за
исключением контрольных работ). Учитывается только последнее написание.Оформление
работы не должно влиять на отметку. При оценивании работы учитель принимает во
внимание каллиграфический навык, а также количество и характер ошибок. Например,
ошибка, допущенная по невнимательности, в меньшей мере влияет на отметку, нежели
ошибки на изученные орфограммы. При оценивании изложения необходимо отметить
полноту передачи основного содержания текста, наличие пропусков существенных
моментов в тексте, искажение при передаче авторского замысла, отсутствие главной части
повествования.
3.2.8. Оценивание письменных работ по русскому языку
Диктант:
• «5» – за работу, в которой нет ошибок;
• «4» – за работу, в которой допущены 1–2 ошибки;
• «3» – за работу, в которой допущены 3–5 ошибок;
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание. Ошибка, дважды допущенная в одном и том же слове, считается как
одна, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах, считаются как
две.)
Грамматическое задание:
• «5» – нет ошибок;
• «4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий;
• «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий;
• «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание:
• «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
• «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1–2 исправления;
• «3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки;
• «2» – за работу, в которой допущено более 4 ошибок.
Словарный диктант:
• «5» – без ошибок;
• «4» – 1 ошибка и 1 исправление;
• «3» – 2 ошибки и 1 исправление;
• «2» – 3–5 ошибок.
Тест:
• «5» – верно выполнено более 3/4 заданий;
• «4» – верно выполнено 3/4 заданий;
• «3» – верно выполнена 1/2 заданий;
• «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение:
7

•
•
•
•

«5» – правильно и последовательно воспроизведён авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления;
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические
ошибки, 1–2 исправления;
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3
предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибок и 1–2 исправления;
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных
эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность
изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями,
крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Сочинение:
• «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических
ошибок, допущены 1–2 исправления;
• «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические
ошибки, 1–2 исправления;
• «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в
последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден
словарь, от 3 до 6 орфографических ошибок и 1–2 исправления;
• «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, от 3 до 5 исправлений.
Примечание. Учитывая, что работа в начальной школе имеет обучающий характер,
неудовлетворительные отметки выставляются только за контрольные изложения и
сочинения.
3.3. Осуществление контроля учебной деятельности по литературному чтению
3.3.1. Чтение и читательская деятельность
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с
читательской деятельностью:
• навык осознанного чтения в определённом темпе;
• умение правильно и выразительно читать текст, пересказывать его. Правильность
чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного языка.
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу
текста;
• чтение наизусть стихотворения, прозаического произведения.
Кроме сформированности читательских умений, контролируется и собственно
читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание
литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имён детских писателей и
поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.).
С учётом особенностей уровня сформированности навыка чтения ставятся следующие
задачи контролирующей деятельности и устанавливается ориентировочный темп чтения
количества слов в минуту:
• в 1 классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание
общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту
(на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;
8

•

во 2 классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и
словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста
при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года);
• в 3 классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами
основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного
текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в
минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста
прозаических произведений и стихотворений;
• в 4 классе проверяется сформированность умения читать целыми
словосочетаниями и предложениями; достижение осмысления текста,
прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов минуту (вслух) и 115-120
слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как
подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор
элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
3.3.2. Виды контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального
или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения
(полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.
Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных
произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие
по объёму (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные
работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые
задания.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста
осуществляется подсчёт количества слов.
Чтение наизусть:
• отметка «5»- твёрдо, без подсказок, выразительно читает текст;
• отметка «4»
знает
стихотворение
наизусть, но
допускает
при чтении перестановку слов, самостоятельно
исправляет
допущенные
неточности;
• отметка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение
текста;
• отметка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью
воспроизводит текст.
Выразительное чтение текста
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Отметка «5» - выполнены все требования.
Отметка «4» - не соблюдены 1-2 требования.
Отметка «3» -допущены ошибки по трём требованиям.
Отметка «2» - допущены ошибки более чем по трём требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
9

1. Своевременное чтение своих слов.
2. Правильно подобранная интонация.
3. Безошибочное чтение.
4. Выразительно чтение.
Отметка «5» - выполнены все требования.
Отметка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Отметка «3» - допущены ошибки по двум требованиям.
Отметка «2» -допущены ошибки по трём требованиям.
Пересказ:
отметка «5» - ученик пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно
отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих
отрывков;
отметка «4» - ученик допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их;
отметка «3» - ученик пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки;
отметка «2» - ученик не может передать содержание прочитанного.
3.3.3. Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценок
Ошибки:
• искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,
слогов, слов);
• неправильная постановка ударений (более 2);
• чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости
произношения слов при чтении вслух;
• непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
• неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
• неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова
и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
• нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
• нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
• монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочёты:
• не более двух неправильных ударений;
• отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при
чтении вслух;
• осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное
время;
• неточности при формулировке основной мысли произведения;
• нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.
Нормы отметок по сформированности читательских умений соответствуют
общепринятым.
3.4. Осуществление контроля учебной деятельности по английскому языку
В методике преподавания английского языка выделяют несколько видов речевой
деятельности учащихся:чтение, аудирование (понимание на слух), говорение, письмо.
3.4.1. Чтение и понимание иноязычных текстов
Основным показателем успешности овладения чтением является степень
извлечения информации из прочитанного текста. В жизни мы читаем тексты с разными
задачами по извлечению информации. В связи с этим различают виды чтения с такими
речевыми задачами, как понимание основного содержания и основных фактов,
10

содержащихся в тексте, полное понимание имеющейся в тексте информации и, наконец,
нахождение в тексте или ряде текстов нужной нам или заданной информации. Различают
несколько видов чтения:
• ознакомительное (понимание основного содержания читаемого);
• изучающее (с полным пониманием содержания);
• смотровое (с извлечением нужной информации).
Ознакомительное чтение:
• отметка«5»ставится учащемуся, если он понял основное содержание
оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные
факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по
словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость
чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с
той, с которой ученик читает на родном языке. За метим, что скорость чтения на
родном языке у учащихся разная.
• отметка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального
текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты, однако у
него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании
некоторых незнакомых слов, вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения
более замедлен;
• отметка «3» ставится, если учащийся не совсем точно понял основное содержание
прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов,
совсем не развита языковая догадка;
• отметка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял
содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске
определенных фактов, не умеет понимать незнакомую лексику.
Изучающее чтение:
• отметка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный
оригинальный текст, использовал при этом все известные приёмы, направленные
на понимание читаемого;
• отметка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но
многократно обращался к словарю;
• отметка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приёмами
его осмысления;
• отметка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят, он с трудом
может найти незнакомые слова в словаре.
Просмотровое чтение:
• отметка «5»ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть
несложный оригинальный текст или несколько небольших текстов и выбрать
правильно запрашиваемую информацию;
• отметка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при
этом он находит только примерно 2/3 из данной информации;
• отметка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных
текстах) примерно 1/3 заданной информации;
• отметка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется
в тексте.
3.4.2.Понимание речи на слух (аудирование)
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является
извлечение основной или заданной ученику информации.
• отметка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить
отдельную, значимую для себя информацию, догадался о значении части
11

незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения
поставленной задачи;
• отметка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты, при решении
коммуникативной задачи использовал только 2/3 информации;
• отметка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50% текста, отдельные
факты воспринял неправильно, не сумел полностью решить поставленную перед
ним коммуникативную задачу;
• отметка «2» ставится, если ученик понял менее 50% текста и выделил из него
менее половины основных фактов, не смог решить поставленную перед ним
речевую задачу.
3.4.3. Говорение
Учащиеся должны вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге
типичных ситуаций общения, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, уметь на
элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге, описывать предмет, картинку,
кратко охарактеризовать персонаж.
В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать:
• соответствие теме,
• достаточный объём высказывания,
• разнообразие языковых средств, а ошибки целесообразно рассматривать как
дополнительный критерий.
Высказывание в форме рассказа, описания
• отметка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными
речевыми задачами, его высказывание было связным и логически
последовательным, диапазон используемых языковых средств достаточно широк,
языковые средства правильно употреблены,практически отсутствовали ошибки,
нарушающие коммуникацию, или они были незначительны; объем высказывания
соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения;
наблюдалась лёгкость речи и достаточно правильное произношение; речь ученика
была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных
фактов , но и элементы их оценки, выражения собственного мнения;
• отметка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными
речевыми задачами, его высказывание было связанным и последовательным,
использовался довольно большой объём языковых средств, которые были
употреблены правильно, однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие
коммуникацию, темп речи был несколько замедлен, отмечалось произношение,
страдающее сильным влиянием родного языка, речь была недостаточно
эмоционально окрашена, элементы оценки имели место, но в большей степени
высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты;
• отметка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную
речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объём
высказывания не достигал нормы, ученик допускал языковые ошибки, в некоторых
местах нарушалась последовательность высказывания, практически отсутствовали
элементы оценки и выражения собственного мнения, речь не была эмоционально
окрашенной, темп речи был замедленным;
• отметка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением
коммуникативной задачи, высказывание было небольшим по объёму (не
соответствовало требованиям программы), наблюдалась узость словарного запаса,
отсутствовали элементы собственной оценки, учащийся допускал большое
количество ошибок, как языковых, так и фонетических, многие ошибки нарушали
общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.
Участие в беседе
12

При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также, как и при
оценивании связных высказываний, является речевое качество и умение справиться с
речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение
поддержать беседу наопределенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в
данном случае, предоставляется учащемуся.
• Отметка «5»ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно
употребив при этом языковые средства, в ходе диалога умело использовал реплики,
в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
• отметка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но
произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми, в речи были
паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения, практически
отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию;
• отметка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью,
некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения, наблюдались паузы,
мешающие речевому общению;
• отметка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи,
затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера,
коммуникация не состоялась.
3.4.3. Оценивание письменной речи учащихся
Письмо, краткое сообщение, описание
Учащийся должен владеть техникой письма, писать с опорой на текст поздравление
или короткое письмо.
• Отметка «5» ставится, если коммуникативная задача решена, соблюдены основные
правила
оформления
текста,
допущено
незначительное
количество
орфографических и лексико-грамматических погрешностей, материал изложен
логично и последовательнос делением текста на абзацы, правильно использованы
различные средства передачи логической связи между отдельными частями текста;
учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал её с
учётом норм иностранного языка, практически не допустил ошибок, соблюдал
правильный порядок слов, при использовании более сложных конструкций
допускал небольшое количество ошибок, которые не нарушали понимание текста;
в ответе почти нет орфографических ошибок, соблюдается деление текста на
предложения, имеющиеся неточности не мешают пониманию текста;
• отметка «4» ставится, если коммуникативная задача решена, но допущены лексикограмматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень,
препятствующие пониманию, мысли изложены в основном логично, допустимы
отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств
передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате
письма; учащийся использовал достаточный объём лексики, допуская отдельные
неточности в употреблении слов; в работе имеется ряд грамматических ошибок, не
препятствующих пониманию текста, допустимо несколько орфографических
ошибок, которые не затрудняют понимание текста;
• отметка «3» ставится, если коммуникативная задача решена, но языковые
погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих
базовый уровень, препятствуют пониманию текста; мысли не всегда изложены
логично, деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще
отсутствует; допущены ошибки в использовании средств передачи логической
связи между отдельными частями текста, много ошибок в формате письма;
учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы
иностранного языка; в работе либо часто встречаются грамматические ошибки
элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что
13

затрудняют понимание текста, имеются орфографические и пунктуационные
ошибки, некоторые из них могут приводить к непониманию текста;
• отметка «2» ставится, если коммуникативная задача не решена, отсутствует логика
в построении высказывания, не используются средства передачи логической связи
между частями текста, формат письма не соблюдается, учащийся не смог
правильно использовать лексический запас для выражения своих мыслей или не
обладает необходимым запасом слов, правила орфографии, пунктуации,
грамматики не соблюдаются.
Выполнение тестовых заданий:
• «5» - 95-100%;
• «4» - 80-94%;
• «3» - 50-79%;
• «2» - менее 50%.
3.5.Осуществление контроля учебной деятельности по математике
3.5.1. Виды контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в
устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не
реже 1 раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта.
Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных
заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного
определённого умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения
находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в
письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы:
приёмы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и
др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с
помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания,
умножения и деления.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ
комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, пример, задания
геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается
выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится
итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний
балл, а определяется с учётом тех видов заданий, которые для данной работы являются
основными.
В основе оценивания письменных работ по математике лежат следующие
показатели: правильность выполнения и объём выполненного задания.
3.5.2. Ошибки, и недочеты, влияющие на снижение отметки
Ошибки:
• незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов,
существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или
используемых в ходе его выполнения;
• неправильный выбор действий, операций;
• пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно
влияющих на получение правильного ответа;
• несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин
выполненным действиям и полученным результатам;
• несоответствие выполненных измерений и построений заданным параметрам.
Недочёты:
14

•
•

неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении
математических выкладок (учителям следует обратить особое внимание на работу
над математической терминологией - знание терминов и правильное их написание поскольку в основной школе орфографическая ошибка, допущенная при написании
математического термина, считается не недочётом, а ошибкой);
• неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой
вычислительных умений и навыков;
• отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за
общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. За
грамматические ошибки, допущенные в ходе выполнения контрольной работы,
отметка не снижается.
3.5.3. Нормы оценивания работ по математике
Контрольная работа, направленная на проверку вычислительных умений
• «5» - без ошибок и недочётов;
• «4» - 1-2 ошибки;
• «3» - 3-4 ошибки;
• «2» - 5 и более ошибок.
Контрольная работа, направленная на проверку умения решать задачи.
• «5» - без ошибок и недочетов;
• «4» - 1 ошибка; 1 ошибка и 1 недочет; 2 недочета;
• «3» - 2-3 ошибки (более половины работы выполнено верно);
• «2» - более 3 ошибок.
Комбинированная контрольная работа.
• «5» - без ошибок и недочётов;
• «4» -1-2 ошибки, но не в задаче;
• «3» - 3-4 ошибки;
• «2» - более 4 ошибок.
3.6.Осуществление контроля учебной деятельности по окружающему миру
3.6.1. Основная цель контроля - проверка знаний фактического учебного материала,
умений обучающихся делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения,
приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
3.6.2. Для оценивания знаний и умений используются индивидуальная и фронтальная
устные проверки, различные письменные работы, которые требуют развёрнутого ответа с
большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами,
приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
3.6.3. Виды контроля.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют обучающиеся
всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на
которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель
таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это
определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания
фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т. п.), но
и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти
причину явления и т. п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности.
Выделяются следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказрассуждение.
Рассказ-описание.Обучающийся даёт последовательное, логическое описание объекта
или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства.
15

При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение
наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего
отношения к описываемому предмету. Положительного оценивания заслуживает желание
обучающегося отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать
мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо
отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала,
самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить
полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и
временные связи, использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации с
применением схем, таблиц, диаграмм и т. д. Этот вид опроса очень важен для проверки
уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения,
связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые
не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными
возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому
тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение
или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с
индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или
дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. д. Эти задания
целесообразно строить как дифференцированные; что позволит проверить и учесть в
дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Нормы оценок за все виды проверочных работ соответствуют общим требованиям,
указанным в данном документе.
3.6.4. Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки
Ошибки:
• неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия
несущественной;
• нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда
она является существенной;
• неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности,
условия протекания того или иного изученного явления;
• ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным
признакам;
• незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
• отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
• ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
• неумение ориентироваться на карте, плане, затруднения в правильном показе
изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочёты:
• преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
• неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на
результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
• отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не
приводящие к неправильному результату;
• неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется
после наводящих вопросов;
• неточности при нахождении объекта на карте.
16

3.7. Осуществление контроля учебной деятельности по курсу «Основы
религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ)
3.7.1. Объектом оценивания является нравственная и культурологическая
компетентность обучающихся, рассматриваемая как универсальная способность человека
понимать значение нравственных норм, правил морали.
3.7.2. Для промежуточного контроля на уроках курса ОРКСЭ используются
систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов.
3.7.3. Для промежуточного и итогового контроля используются контрольные работы в
виде тестов (4 работы в год).
3.7.4. Итоговое оценивание осуществляется по системе «усвоил/не усвоил».
3.8. Осуществление контроля учебной деятельности по музыке
3.8.1. Диагностика музыкального обучения
Диагностикой музыкального обучения является определение результатов
дидактического процесса в условиях урока музыки. Как и в общей педагогике, в
музыкальном обучении различают две формы диагностики - диагностирование
обученности (своевременное выявление, оценивание и анализ продуктивности
деятельности детей на уроках музыки) и диагностирование обучаемости (определение
тенденции и динамики развития музыкальных способностей и творческих возможностей
детей).
Необходимой составной частью диагностирования являются контроль и оценивание
знаний и умений обучающихся. Основная дидактическая функция контроля заключается в
обеспечении обратной связи между учителем и обучающимися, в получении информации
о степени усвоения учебного материала - уровне и качестве обученности. Результат
проверки - оценка - фиксируется учителем в классных журналах и дневниках
обучающихся в виде отметок.
Оценивать следует все виды музыкальной деятельности обучающихся на уроке.
Наряду с текущим учётом, проводимым на каждом уроке, различают итоговый учёт в
конце каждой четверти и всего учебного года. Данные текущего и итогового учёта
позволяют проследить динамику музыкального развития детей.
3.8.2. Критерии и нормы оценивания работ по музыке
Критерии оценки: объективность, систематичность, гласность.
Оценивание работы на уроке музыки:
• «5» — соответствие трём критериям либо первым двум:проявление интереса к
музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё; высказывания о
прослушанном или исполненном произведении; активные усилия школьников,
обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться, прежде всего,
ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; рост исполнительских
навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и
его активности в занятиях.
• «4» — соответствие двум или одному критерию;
• «3» — отсутствие соответствия данным критериям.
• «2» — недопустима, так как она может погасить интерес ребёнка и соответственно
его потребность в красоте и доброте.
3.8. Осуществление контроля учебной деятельности по изобразительному
искусству
Нормы оценивания по изобразительному искусству:
• отметка «5» ставится, если учащийся полностью справляется с поставленной целью
урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные
знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично
17

согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и
передать в изображении наиболее характерное;
• отметка «4» ставится, если учащийся полностью овладел программным
материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного
характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное;
• отметка «3» ставится, если учащийся слабо справляется с поставленной целью
урока; допускает неточность в изложении изученного материала;
• отметка «2» ставится, если учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не
справляется с поставленной целью урока.
3.9. Осуществление контроля учебной деятельности по технологии
3.9.1. Формой проверки и оценки результатов обучения учащихся является
изготовление изделий, индивидуальных творческих работ и проектов.
3.9.2. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приёмов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические
решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого
ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и
самореализации.
3.9.3. Критерии и нормы оценивания работ по технологии
Критерии оценивания практических работ:
• «5»ставится, если ученик выполнил работу в полном объёме с соблюдением
необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения
(поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал
материалы, работа аккуратная); изделие изготовлено с учётом установленных
требований; полностью соблюдались правила техники безопасности;
• «4»ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения недостаточно
точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие изготовлено с
незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники
безопасности;
• «3»ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик
неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведённое
время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью
соблюдались правила техники безопасности;
• «2» ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда и
организации рабочего места;неправильно выполнялись многие приёмы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со
значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники
безопасности.
Критерии оценивания теоретических знаний:
• «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал;умеет изложить
его своими словами;самостоятельно подтверждает ответ конкретными
примерами;правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы
учителя;

18

•

«4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, но допускает
незначительные ошибки при его изложении своими словами;подтверждает ответ
конкретными примерами;правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
• «3» ставится, если учащийсяне усвоил существенную часть учебного
материала;допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;слабо отвечает на
дополнительные вопросы;
• «2» ставится, если учащийсяпочти не усвоил учебный материал; не может
изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными
примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
При устном ответе обучаемый должен использовать технический язык, правильно
применять и произносить термины.
3.10. Осуществление контроля учебной деятельности по физической культуре
3.10.1. Критериями по физической культуре являются качественные и количественные
показатели. Качественные показатели успеваемости – это степень овладения
программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами
физкультурно-оздоровительной деятельности.
3.10.2. Количественные показатели успеваемости – это прогресс физической
подготовленности, складывающийся из показателей развития основных физических
способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкости и их
сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т.п.).
3.10.3. В отличие от других общеобразовательных предметов, особенностями оценки
успеваемости по физической культуре являются:
необходимость более полного и глубокого учёта не только психических качеств, свойств и
состояний, но и особенностей телосложения, физического развития, состояния здоровья
учащегося;
более широкий диапазон критериев, где учитываются не только знания, но и конкретные
двигательные умения и навыки;
наличие объективных количественных слагаемых оценки, которые позволяют более
объективно и точно вести контроль за ходом индивидуального физического развития и
подготовленности.
3.10.4. Для всех видов физических упражнений, в том числе и игр, могут быть
использованы следующие критерии оценки:
• «5» – упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без
напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение
пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения
индивидуальных и коллективных целей;
• «4» – упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с
некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в играх учащийся показал знание
правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными
движениями для быстрейшего достижения результатов;
• «3»– упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим
напряжением, допущены незначительные ошибки; в играх учащийся показал
знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными
движениями;
• «2» – упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх
учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными
упражнениями.
4.Критерии и нормы оценки метапредметных результатов
19

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных
действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких
умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной
деятельности и управление ими. К ним относятся:
• способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и
самостоятельность в обучении;
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной
информации из различных информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и
практических задач;
• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий,
отнесению к известным понятиям;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в
обязательной части учебного плана.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе таких процедур, как решение
задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые
проверочные работы, комплексные работы на метапредметной основе, мониторинг
сформированности основных учебных умений.
Основным инструментом оценки метапредметных результатов являются итоговые
комплексные работы – система заданий различного уровня сложности. При оценке
комплексных работ на метапредметной основе (на основе единого текста) и письменных
стандартизированных работ применяется критериальный подход. Итоговая оценка за
комплексную работу определяется по сумме баллов, набранных за каждое задание.
Уровень освоения метапредметных планируемых результатов определяется
следующим образом:
- учащийся не справился с работой, если он набрал менее 60% от возможных баллов за
задания основной части (учащийся не достиг базового уровня);
- учащийся справился с комплексной работой, если набрал 60% и более от возможных
баллов за задания основной части и менее 50% дополнительной части (учащийся достиг
базового уровня);
- учащийся справился с комплексной работой, если набрал 60% и более от возможных
баллов за задания основной части и 50% и более дополнительной части(учащийся достиг
повышенного уровня);
5.Критерии и нормы оценки личностных результатов
5.1.Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся
универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
• самоопределение - сформированность внутренней позиции учащегося — принятие
и непринятие новой социальной роли учащегося; становление основ российской
гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ,
историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и
способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и
20

слабые стороны своей личности;
• смыслообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения
для «себя») учения учащимися на основе устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и
того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация
на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов
участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств —
стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
5.2. Оценивание сформированности личностных результатов проводится с учётом
этических принципов охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности в
форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и
эмоциональному статусу обучающегося.
5.3. Мониторинговые исследования проводятся психологом школы.Информация,
полученная по итогам мониторинговых исследований личностного развития
обучающихся, является основанием для принятия решений по коррекционной работе как
психологом, так и классным руководителем.
5.4. При проведении мониторинговых исследований персональная информация
является конфиденциальной.Персональные показатели личностного развития выдаются
обучающимся, их родителям (законным представителям), учителям для принятия
решений о траектории обучения и её коррекции.
5.5. Для оценки личностного развития применяются типовые методики,
рекомендуемые Министерством образования и науки Российской Федерации:
• диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников;
• выявление сформированности Я-концепции (Iполугодие учебного года);
• выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности (II четверть
учебного года);
• определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса (III
четверть);
• выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности (два раза в год).
5.6. Показатели личностного развития обучающихся фиксируются в таблицах по
психолого-педагогическим наблюдениям.
Оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым
необходима специальная поддержка, проводится в процессе систематического
наблюдения за ходом развития психического развития в форме возрастнопсихологического
консультирования
и
проводится
психологом,
имеющим
профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Оценка личностного развития обучающихся, которым необходима специальная
поддержка, осуществляется только по запросу родителей (законных представителей),
учителей,
администрации
(при
согласовании
с
родителями
(законными
представителями)).
5.7. Вывод о сформированности внутренней позиции, самооценки, личностной
мотивации учебной деятельности, знания моральных норм и морально-этических
суждений фиксируется в характеристике обучающегося при переходе из начального звена
в основное.
5.8. Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования в
полном соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой оценке, так как оценка
личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и
образовательной деятельности МКОУ «СШ № 11».

21

6. Портфель достижений (портфолио) как средство накопления информации об
образовательных результатах ученика
6.1. Портфолио представляет собой пакет материалов, позволяющих фиксировать
индивидуальные достижения учащегося в различных сферах деятельности. Это документ
единого образца, представляющий папку с файловыми вкладышами. Состоит из
следующих разделов:
• титульный лист,
• «О себе»,
• «Учебные успехи»,
• «Участие в олимпиадах»,
• «Участие в предметных мероприятиях»,
• «Участие в творческих мероприятиях»,
• «Спортивные успехи»,
• «Дополнительные занятия»,
• «Родительская страница»,
• «Оценка портфолио»,
6.2. Содержание разделов предполагает:
6.2.1. титульный лист содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество,
учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию
родителей и ученика). Титульный лист оформляется учеником совместно с педагогом,
родителями (законными представителями);
6.2.2. раздел «О себе»: в произвольной форме учащиеся пишут о себе, своей семье,
друзьях, увлечениях, жизненных принципах, планах на будущее и т. д. Страница
заполняется, дополняется на классном часе в начале года;
6.2.3. раздел «Учебные успехи»: ученик наполняет этот раздел удачно
написанными контрольными, творческими работами, образцовыми тетрадями, проектами,
исследовательскими работами, отзывами о книгах и фильмах, графиками роста техники
чтения, таблицами с результатами диагностик, тестов, итоговых оценок по предметам за
учебный год;
6.2.4. раздел «Участие в олимпиадах» содержит сведения об участии школьника в
предметных олимпиадах различных уровней, указывается результат;
6.2.5.раздел «Участие в предметных мероприятиях» включает сведения об участии
в предметных мероприятиях и конкурсах с указанием результата;
6.2.6. раздел «Участие в творческих мероприятиях»: помещаются сведения об
участии в различных выставках, творческих конкурсах, указываются уровень и результат.
6.2.7. раздел «Спортивные успехи»: даётся информация об участии в различных
спортивных мероприятиях, указывается уровень и фиксируется результат;
6.2.8.раздел «Дополнительные занятия» представляет информацию о занятиях
дополнительным образованием (кружки, секции, факультативы);
6.2.9. раздел «Родительская оценка» заполняется родителями, которые в
произвольной форме дают оценку домашнему труду ребенка, пишут пожелания.
6.2.10. раздел «Оценка портфолио»: ежегодно на данной странице оценивается
работа ученика по ведению портфолио: самим учеником, классным руководителем,
родителями.
6.3.Пополнять Портфель достижений и оценивать его материалы должен ученик.
Учитель же раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после
контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля
основным набором материалов.
7. Итоговая оценка выпускника при переходе
от начального к основному общему образованию
22

7.1. На итоговую оценку на ступени НОО, результаты которой используются при
принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на
следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты.
7.2. Для принятия решения о возможности продолжения обучения на следующей
ступени используются результаты итоговой оценки выпускника начального школы.
7.3. Итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки по всем учебным
предметам и оценок за выполнение трех итоговых работ (русскому языку, математике,
комплексной работе на межпредметной основе), а также оценки, зафиксированной в
портфеле достижений.
7.4. Итоговая оценка достижений планируемых результатов фиксируетдостижение
на трех уровнях:
• оптимальный уровень - на «хорошо» и «отлично» усвоил опорную системузнаний
по всем предметами и овладел метапредметными действиями, выполнив итоговые
работы на базовом уровне не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50%
за выполнение заданий на повышенном уровне;
• допустимый уровень - усвоил опорную систему знаний по всем предметамии
овладел метапредметными действиями, выполненив итоговые работы набазовом
уровне не менее 50%;
• недопустимый уровень - не достигнуты планируемые результаты по всемосновным
разделам учебной программы и результаты выполнения итоговыхработ - менее
50% заданий базового уровня.
8. Порядок перевода обучающихся
8.1. Педагогический совет школы принимает решение об успешном освоении
обучающимися ООП НОО и переводе на следующую ступень обучения.
8.2. Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется при
положительных итоговых отметках.
8.3. Обучающиеся, не справляющиеся с учебной программой, должны быть
направлены на ПМПК, которая выносит решение о дальнейшем обучении ученика.
9. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
9.1. Учащиеся имеют право:
• на собственную оценку своих достижений и трудностей;
• на участие в разработке критериев оценки работы;
• на самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий;
• на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни так же,
как и на оценку навыковой стороны обучения;
• на представление результатов своей деятельности в форме «портфолио»;
• на ошибку и время на ее ликвидацию.
9.2. Учащиеся обязаны:
• по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
• овладеть способами самооценивания;
• освоить обязательный минимум предметных и общеучебных умений в
соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
9.3. Учитель имеет право:
• иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;
• оценивать работу учащихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка
учащихся должна предшествовать оценке учителя;
• оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и
достижений;
23

•

оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных
критериев оценки данной работы.
9.4. Учитель обязан:
• соблюдать правила оценочной безопасности;
• работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;
• оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и
инициативу во всех сферах лицейской жизни с помощью способов качественного
оценивания;
• вести учёт продвижения учащихся в классном журнале в освоении предметных и
общеучебных навыков;
• доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся за четверть и
учебный год.
9.5. Родитель (законный представитель) имеет право:
• знать о принципах и способах оценивания в школе;
• получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка;
• на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и
путей их преодоления у своего ребенка.
9.6. Родитель (законный представитель) обязан:
• знать основные моменты данного Положения;
• информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми
родитель сталкивается в домашних условиях;
• посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по
оказанию помощи в образовании их детей.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

10. Права и обязанности учителя по профилактике неуспеваемости
10.1. Права учителя:
определять время, за которое учащийся, пропустивший урок, должен освоить
пропущенную тему;
приглашать учащегося, не освоившего тему, на консультацию во внеурочное
время;
не выставлять в журнал неудовлетворительные отметки по стартовым
диагностическим работам.
10.2. Обязанности учителя:
осуществлять дифференцированный подход к учащимся при выборе методов
опроса;
комментировать ответ ученика и выставленную ему отметку;
не снижать отметку учащемуся за дисциплинарные нарушения;
не опрашивать учащегося в первый день занятий после отсутствия по
уважительной причине (наличие справки или приказа директора по школе);
не отказывать ученику в консультативной помощи, дать возможность
неуспевающему учащемуся сдать пройденный материал в виде проверочной
работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти;
систематически опрашивать учащихся на уроке разными видами опроса;
приглашать неуспевающих учащихся на индивидуально-групповые занятия,
записывать тему в соответствующем журнале;
выставить неудовлетворительную отметку учащемуся в его дневник в день её
получения;
ставить в известность родителей (законных представителей) учащихся о
перспективе получения ими неудовлетворительной отметки за четверть не менее
чем за 2 недели до окончания оценочного периода.
24

•
•
•

•
•
•
•

11. Права и обязанности учащегося по профилактике неуспеваемости
11.1. Права учащегося:
получать квалифицированную консультационную помощь от учителя-предметника
вовнеурочное время;
обращаться за помощью к классному руководителю, педагогу-психологу,
социальному педагогу, администрации школы;
не быть опрошенным в день выхода в школу после отсутствия по уважительной
причине (при наличии справки из медицинского учреждения или приказа
директора по школе).
11.2. Обязанности учащегося:
работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке;
выполнять домашние задания, своевременно предоставлять их учителю на
проверку;
подавать дневник учителю-предметнику для выставления им полученных за урок
отметок;
пропустив урок, самостоятельно изучить учебный материал, обратившись в случае
затруднений за консультацией к учителю.

12. Права и обязанности родителей (законных представителей)
по профилактике неуспеваемости
12.1. Права родителей:
• посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат (с разрешения
директора и учителя);
• познакомиться с требованиями и методами работы преподавательского состава
школы врамках проведения родительских собраний;
• обращаться за помощью к классному руководителю, педагогу-психологу,
социальномупедагогу, администрации школы.
12.2. Обязанности родителей:
• контролировать выполнение учеником домашнего задания, его успеваемость,
посещаемость учебных и дополнительных занятий, ведение тетрадей и дневника;
• регулярно подписывать дневник, реагировать на замечания учителей-предметников
и классного руководителя, посещать родительские собрания;
• помогать ребёнку в освоении пропущенного учебного материала, организуя его
самостоятельные занятия или консультации с учителем-предметником;
• обеспечить ребёнка заверенным в медицинском учреждении документом,
подтверждающим причину его отсутствия в школе (записка от родителей не
является документом, освобождающим ребёнка от опроса на уроках в день
выхода).
13. Ответственность учителей, администрации школы и родителей (законных
представителей) учащихся, разрешение спорных вопросов при выставлении
неудовлетворительной отметки за четверть, год
13.1. Все учителя школы несут дисциплинарную ответственность за
неукоснительное исполнение настоящего Положения, заместители директора по учебновоспитательной работе осуществляют постоянный контроль за оценочной сферой
деятельности педагогического коллектива, принимают все меры к разрешению спорных и
конфликтных ситуаций, считая безусловным приоритетом законные интересы учащегося.
13.2. Все учителя школы несут ответственность за своевременное информирование
родителей (законных представителей) о текущей успеваемости учащихся по своему
предмету через выставление отметок в дневник, выступление на родительских собраниях,
25

индивидуальные беседы.
13.3. В случае выставления неудовлетворительной четвертной, полугодовой
отметки учитель обязан принять меры по оказанию помощи учащемуся в освоении
учебной программы.
13.4. Родители (законные представители) учащихся обязаны присутствовать на
родительских собраниях, контролировать текущую успеваемость своего ребенка и
создавать все необходимые условия для качественного и своевременного выполнения им
домашнего задания по предмету, обеспечивать контроль за посещением им
дополнительных занятий и ликвидацией задолженности за четверть, год.
13.5. Родители (законные представители) учащихся несут ответственность за
ликвидацию задолженности по предмету в случае отсутствия учащегося по личным
причинам (соревнования, турпоездки и др.).
13.6. В случае несогласия с текущей отметкой за письменную работу родители
(законные представители) учащегося имеют право обратиться к заместителю директора по
учебно-воспитательной работе или директору с просьбой о проверке её объективности.
13.7. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе издает
распоряжение о создании комиссии по проверке объективности выставленной текущей
отметки за письменную работу. В состав комиссии входят заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, два учителя, в том числе учитель, выставивший
оспариваемую отметку. Комиссия в присутствии родителей (законных представителей)
проводит проверку объективности выставленной текущей отметки за письменную работу
и принимает решение о её изменении или оставлении без изменения.

26



Контакты

404263, Волгоградская обл, Палласовский р-н, Палласовка г, Мира ул, дом № 9

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.